181 МОТОСТРЕЛКОВЫЙ ПОЛК



Приветствуем Вас, Гость
Главная | Архив | Регистрация | Вход
Разделы сайта

Выберите категорию
Командный состав 181 мотострелкового полка [7]
История полка [31]
Факты и документы
Вспомним их поимённо [629]
Книга Памяти в/ч п.п. 51932
Воспоминания [129]
Рассказы, стихи, песни
Документы войны [59]
Разведданные, карты

Коротко

Поиск на сайте

Главная » Архив » Воспоминания

Первая колонна
  Моя первая колонна через Саланг. Я в колонне «запасной». Уже полгода в Афгане. После комфортабельного КамАЗа в кабине «Урала» немного непривычно. Руль с другой величиной люфта, рычаг КПП свободно перемещается в широком диапазоне, не то, что КамАЗовская кулиса. Впереди «два метра до смерти» - капот с движком. Габариты «чужие». 
   На Саланге обстреляли нашу колонну. Выстрелов не слышно – наверное, издалека стреляли, но колонна встала на серпантине. Прячемся за горку, и вдруг: 
- Смотри, смотри!
- Это что?!
- Дурак! Стреляют!
   По склону горы, где мы ехали, прошлась очередь фонтанчиков пыли и песка. Метрах в десяти выше нас. Подъехал БТР и начал «поливать» противоположную горку. 
- Бегом отсюда! А то гильз в колёса нахватаем!
   И мы тронулись вперёд, объезжая БТР со стороны горы. 
   Уже прошли Саланг, вышли из основной колонны чужого подразделения и рванули. Гоним вперед, на Термез, в «Союз». Ребята прикалываются, начинают чудить. Типа «догонялки – салочки». Мы одни на пустынной дороге. В головной машине – старший колоны. Я – «черпак», но здесь – самый младший по призыву. Остальные – «деды» и «дембеля». Им можно многое: свернули «косяк» и теперь передают его на ходу из кабины в кабину. Серёга отдал мне руль, тоже на ходу - так прикольнее. Сам тянется к «косяку»: 
- Держи машину ровно! Не крутись! Олейник сам подъедет, как надо. Вроде бы получается. Серёга, курнув, говорит мне:
 - Я «пошёл» в гости! Держи руль! Не отставай! – и перешагивает на подножку рядом мчащейся машины.   Они обгоняют меня, я на ходу перелезаю на водительское место, заметно притормаживаю, теряю скорость. Они скрываются за поворотом. Выделывая эти «кренделя», мы отстали от впереди идущих машин. Надо догонять. Дорога начинает петлять среди высоких мрачных гор, подступивших к шоссе.   Вроде бы «Драконовы горы» называются. 
  Вхожу в затяжной левый поворот, он достаточно крутой, все время приходится притормаживать, срезать угол поворота, двигаясь по встречной полосе. Склонившись в правую сторону, высматриваю – нет ли «встречки». Горы кончились, впереди пустыня и Солнце в глаза. Вижу хвост своей колонны - я порядочно отстал. Полный газ! Набор скорости хороший – машина «дембельская»! Приближаюсь. Торможу. Не рассчитал! Меня несёт в задний борт! Сворачиваю вправо. Обочины нет, канавы тоже, сразу пыль пустыни и «дукан» - причина, по которой остановились. Уже почти остановившись, сбиваю столбик, подпирающий какой-то камышовый навес перед входом в магазинчик. Дряхлый пыльный навес опускается краем на мою кабину. Наш прапорщик внимательно смотрит на меня и на оседающую на нём пыль, молчит. Остальные тоже. Как остолбенели. Вот как я «лихо» остановился (это я так думал). Сдаю немного назад, выхожу, поднимаю столбик и ставлю его на место. Вроде бы я всегда так делаю. «Деды» и «дембеля» с красными глазами – ржут. Прапор улыбается, «ласково» отвешивает мне «леща» по загривку. И ещё разок, приговаривая: «Совсем оборзел, сынок! Прапорщика Советской армии уже не замечаешь.» Маленький, но доходчивый урок по «культуре поведения». 
   … У КамАЗа очень нежные покрышки по сравнению с «Уралом». Часто «ловит» разбросанные патроны, иногда гвозди, даже о камни можно порезать. Вспоминаю первый прокол. На свалке из останков техники, выезжая, задеваю брошенный блок цилиндров с торчащими шпильками. Моментально пропарывается боковина правого переднего колеса.   Сдулось мгновенно. Запаски нет. Я один. Придумать ничего не мог, технику бросать нельзя, так и доехал на «пониженной» до полка. Слава Богу, не далеко. Колесу – полный «пипец»! Всего пять гаек, и колесо снимается с диска. А вот с разбортировкой пришлось помучаться. Наезжали другой машиной на край колеса, долбили кувалдой. Наконец получилось. В итоге ушло полдня! А когда – через полтора года – вывозил остатки сгоревших «артскладов» в Тёплом стане (1985 или 86?), то за один день получил четыре пробоины. И так почти в каждом рейсе. В качестве домкрата – гильза снарядная. Упираешь гильзу в переднюю балку или в мост, включаешь «мультипликатор» второго моста и сдаёшь назад или вперёд, как ситуация позволяет. Откручивать колесо начинаешь ещё, когда оно не «вывешено». Минут 20 - 30, вместе с «вулканизацией» и – готово… 
   … Баграмский поворот, пост на дороге, где формируются колоны, дозаправка и т.д. Вчера мы не успели встать в чужую колону, и пришлось ночевать на посту. До полка каких-то 30 километров (примерно), а мы вынуждены снова спать в кабинах. Жрать уже нечего, получали новые трехмостовые «КамАЗы-крокодилы», задержались в Хайратоне , опоздали на Саланг, еда кончилась, в пути двое суток лишние получились – и вот сидим здесь. Старший колоны договорился о дозаправке, подъехал бензовоз с солярой. Залили в баки по полной. В опускающихся сумерках, где-то совсем рядом, загрохотали пулеметные очереди и глухие разрывы.   Это там, где та самая колона, в которую мы не попали! Да что такое?! Что там сейчас?! Хоть бы всё обошлось! 
   С утра готовимся домой, в полк. Наши машины выпускают последними в колонне. Я, старший водитель, иду замыкающим. Со мной в кабине «запасным» - Женька Самсонов, с города Шатура (Моск. обл.). Вытягиваемся на шоссе, двигатель приятно урчит. Всё, погнали. Никаких обгонов! Ждём встречи со вчерашней автоколонной. Вот и она.   Раздолбанные КамАЗы, сгоревшие кабины, целые, неповреждённые задние блок-фонари. Дымящиеся покрышки, растасканные по разным сторонам дороги остовы машин, перевёрнутые, сброшенные с дороги танками. Некоторые так и остались стоять на трассе. Этих объезжаем! Привычно, «по-пиратски», отмечаю, что можно было бы скрутить «про запас». Вон передняя решётка новенькая, а на моём «самосвале» разбитая. Гудок бы воздушный не помешал, тормозной кран – старая головная боль. «Сидушки» водительские – они у «бэтээрщиков» в цене. Но останавливаться здесь и сейчас – увольте: «ох, уевших» нет! Мне домой скоро, через месяц, да и Женьке тоже, мы одного призыва, это последняя наша «ходка»! Июнь 1986, в августе – «бурубухай» в СОЮЗ! 
   И – накаркал! Движок стал чихать, мощность исчезает! Переключился на «пониженную»! Бесполезно! Встали! Последние в колоне! Маршрут близкий – техсопровождения нет! На двоих – один «плевок» («АКСу») и запалы от гранат. Стартер исправно прокручивает движок, но – «фигли толку!».   Не схватывает почему-то! 
- Жека! Держи автомат! Вылазь! Смотри по сторонам!
- А тут и справа, и слева - с обеих сторон - «зелёнка»! Куда смотреть-то?!
- Вокруг!!! Не до твоих приколов!
   В это время, подняв кабину новенького КамАЗа, пытаюсь прокачать ручным насосом топливо.   Отсоединил патрубок, начал качать. Синенькая прозрачная струя!!! 
- Это что?! Новая солярка?!
- Ага! Опытный образец, экспериментальный, для Афгана!
   Женьке весело – это нервное. Осторожно, по очереди, принюхиваемся. Нет, не соляра, не бензин, да и не спирт, но знакомое что-то. 
- МЛЯТЬ!!! – и уже одновременно:
- ТОСОЛ!!!
   Учащённо работаю насосом, стараюсь выгнать эту дрянь из топливной системы. Точно знаю, что с движком всё в порядке и никак «это» не могло попасть в бензобак из системы охлаждения. А откуда? 
- Грёбаный бензовоз!!!
   Оттуда! От верблюда! Со вчерашней заправки!!! Видать, после перевозки тосола в бензовоз соляру заправили, а мне в бак и остатки тосола, и соляра попали. 
  Струя из насоса и не думает менять свой цвет и запах. Идёт чистый тосол. А сколько ж его в баке? Надо ускорить процесс. Лезу под топливный бак.    Откручиваю сливную пробку, сам рядом лежу, чтобы сразу закрыть, если соляра потечёт. Лезет шальная мысль: «Вот так долбоОбы и попадают в плен к душманам!». Вытекло больше 10 литров – ведром измерял - пошла соляра. Сердце заколотилось: лишь бы завёлся! Без дополнительной ручной прокачки быстренько опустили кабину КамАЗа. 
 Зажигание! «Дыр-дыр-дыр – восемь дыр!».   Прихватило чуток, ещё! Всё, завёлся! Тронулись.   Домой - летели! Только, когда поехали, почувствовал – потные руки дрожали. Жара, конечно, была, но, наверное, струсил … 
   А сколько раз ездил без исправного стартера! То втягивающего реле не было в запчастях, то реле-переключателя. Заводился с разгону с горки или с «толкача». И как-то, «по-молодости», в конце лета, ночевали на посту в машинах, а я без стартера. КамАЗ поставил кабиной от Солнца - для этого заехал немного на горку передом. Сзади «Урал» меня подпёр – хрен заведёшься. Ночью такой «колотун» - «зуб на зуб – мимо цели!». Так сидел в кабине и жёг замполитовскую газету и – простите Фёдор Михайлович – половину «Преступления и наказания». Экономно жёг. Сидел, завернувшись в «трижды нестиранную простынь». 
   Меняли коробку, тот же стартер (как он, КамАЗовский, упал мне на грудь и ударил в солдатскую пуговицу – так приятно на всю жизнь!), тормозные патрубки и кран. Колодки изнашивались быстро, особенно передние, про проколы уже говорил. Один раз меняли всю кабину – на спуске с перевала «поцеловался» в задний борт с афганским «ЗиЛом»-самосвалом. Подстава с его стороны, конечно. Так с протяжкой электрики – беда. 
   В другой раз какой-то «бача» перерезал тормозной шланг с правой стороны. Заметил это только на повороте в полк, но опыт экстренного торможения «ручником» уже был автоматический. После замены шланга и регулировки тормозов разогнались по парку и затормозили, чтоб проверить. За нами столб пыли, а сбоку зампотех полка – на «дембель» готовился. Заменщика ждал. Вообщем, мне внушение – удар в грудь (хотел-то по морде, но я увернулся чуток) и «дырка» гвоздем в талоне предупреждений. Ладно – наука на дополнительную внимательность к окружающим! 
   …На высокогорный пост какой-то ездил один раз. Там «точка» без еды оставалась – послали меня, а обычно «Газ-66». Но «бронированный» Камаз, в смысле – самосвал, да на ЗиЛовских покрышках, да без подкачки колёс – наверное, самое «ОНО» для путешествия по горным дорогам. Но про это я уже потом думал, а вот когда карабкались по узенькой дорожке, иногда круто уходящей вверх – думал, как забраться. Когда песок и гравий проскальзывал под колесами и немножечко «сносило» к пропасти. Когда орлы натурально летали ниже нас. 
   Да!!!! Открывающийся с высоты гор вид Кабула в реальности лучше, чем на фотографиях. И «плохо ехать – лучше, чем хорошо идти!». Но… 
   Наверху мне сразу предложили надеть бронежилет и не снимать его. Но - свой бронежилет! А я его и не брал! Сочувственно предложили и броник, и каску. Я, гордый дурик, отказался. И ещё. Чувства офицера, сидевшего рядом, в одной кабине, но со стороны пропасти, я ощутил только, когда мы стали спускаться обратно вниз, и пропасть была уже с моей стороны.    Мы спускались практически только на тормозах. Это странное чувство, когда, тормозя – ты едешь, а если не тормозишь, то сразу едешь еще быстрее. Но иногда нужно отпускать тормоза, иначе машина плохо слушается руля. А пропасть рядом, с моей стороны и так близко. Под конец спуска захотелось писать, а с чего бы это – казалось, что вся влага из тела на пот ушла! Таких «учебных горок» в Союзе не было. 
   … Ещё один урочек. Когда меня с КамАЗом откомандировали в одну из частей, на Кабульский аэродром на несколько дней, то довелось мне услышать то, в реальность которого не поверил бы, если бы кто рассказал до армии. 
   Оказалось, что там служил солдат срочной службы, который прослужил уже реальных три года! Но не «сверчком». А потому что случилось с ним нечто. Был он водителем «Шилки». Знаете такую аэродромную «игрушку» в четыре ствола? При следовании в составе колоны в горах, на одном из поворотов «полетел» то ли фрикцион, то ли еще что, только сорвалась гусеница с шестерен, или как они называются. И произошёл разворот машины на месте.   Оказалась «Шилка» на самом краю. А на броне два человека сидели, офицеры или солдаты – не суть. Выстрелов не было, и что они подумали - не знаю. Может, что водитель «оКуел», и над ними прикалывается, Или ещё что в этом духе. Вообщем, с брони они не спрыгнули. А успели крикнуть ему, что б прекратил заниматься «ерунднёй». «Броня» качнулась на краю, да и завалилась вниз. Один офицер попытался вниз в люк пролезть, другой спрыгнул, но в сторону падения «Шилки». А водила сидел, вцепившись в рычаги. Вообщем, перевернулась-покатилась «броня» вниз. Офицера в люке застигла смерть, другого тоже не пощадила – накатилась на него «Шилка», перевернулась, раз-другой и встала как положено. А когда «спасатели» спустились вниз – смотрят – водила-то живой, сидит по грудь в воде, за рычаги держится. Да так, что пальцы ему силой разжимали. Росточком он маленький, как школьник. Водилы «брони» почти всегда такие были. «Шилку» эту я видел своими глазами. Башня заметно вдавлена в корпус с одной стороны. Стояла вроде бы на охране аэропорта.   Солдат был очень молчалив, не общался почти ни с кем, никуда его в наряды не «запрягали». Глаза. Да нет, не смогу я описать, какие это были глаза! Боль, отчаяние, ожидание, покаяние!!! Так он посмотрел на меня, когда я к нему обратился. Маленький «школьник» с взглядом опытного взрослого человека.   Срок службы его кончился давно, а вот домой, на «дембель», не отпускали. Суд там, в Союзе, устроили.   Судились военное ведомство и гражданское. По поводу этого злополучного, то ли фрикциона, то ли ещё чего – деталь эту гражданский завод какой-то оборонный изготавливал. А экспертизу проводило военное ведомство и по результатам экспертизы выявились дефекты, «брак» проще говоря, этой детали. «Гражданские» эти результаты не признавали, так как это прямое обвинение в их сторону. И началась тяжба. Если солдат не виноват, то виноват «оборонный» завод – солдата отпустят. А если завод докажет, что он ни при чем, тогда солдата в дисбат! Вот и решили командиры – пусть уж лучше здесь «сидит», пока суд да тяжба, а там, если присудят дисбат, то это время зачтётся. А при другом обороте дела – завод ещё и солдату компенсацию оплатит. Но, я думаю, это вряд ли. 
  А погибших уже не вернёшь. Да и водителя этой «Шилки» назвать «живым» тоже язык не поворачивался. 
   Это больше, чем урок! Это сама жизнь! Та жизнь, по которой я иногда скучаю! 
   Спасибо вам, учителя! 
 





 Андрей Лучков, РМО 1984-1986 181 МСП. 
Написано в октябре 2009 года.
 
 
Категория Воспоминания | Добавлено 19.12.2011
Смотрели 2588
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
В этот день погибли:





Copyright Тулупов Сергей Евгеньевич при поддержке однополчан © 2010 - 2024 При использовании материалов сайта ссылка обязательна. Ограничение по возрасту 16+